Показать сообщение отдельно
  (#611) Старый
Валерий Машковцев Валерий Машковцев вне форума
участник
 
Аватар для Валерий Машковцев
 
Сообщений: 275
Регистрация: 16.11.2015
Адрес: Вятка
По умолчанию 03.11.2016, 07:01

Цитата:
Сообщение от Нора Мария Посмотреть сообщение
... Божий промысел гораздо шире о святых и их действии...
Безусловно. И шире, и разнообразней, и динамичнее. Впервые задумался об этом после одного случая в первом моем монастыре.

С середины 90-х шла реставрация старого Покровского храма, постройки Смутных времен. В завершение пятилетних работ, при подготовке оснований под полы, неожиданно наткнулись на остатки какого-то склепа. Обкопали его, расчистили и извлекли погребальную колоду.

То, что предстало взорам при вскрытии колоды, не могло не потрясти. Там оказались даже не мощи, а обычное человеческое тело, почти неотличимое от живого. Казалось, молодая женщина просто спала. Но спала-то почти 400 лет! Без признаков тления были и облачения "спящей красавицы", и древесина колоды.

Возраст захоронения определили по надписи на ранее извлеченной на этом участке чугунной плите: кн. Елена Владимировна Долгорукова, ум. 1632 г. Позднее выяснилось, что это родная сестра первой супруги царя Михаила Романова Марии Долгоруковой, которая и в царицах-то побыла всего 3 месяца, пав жертвой боярских интриг.

Как водится, доложили по инстанции. Комиссия из патриархии, почесав в затылках, решила оставить всё как есть -- ведь ничего больше неизвестно об этой Елене. Прихватили с собой для анализов образцы тканей от одежд и крышку колоды, и отбыли. А братия переложила Елену в новый гроб, опустили его во вновь сложенный склеп, снова закопали, на том же месте положили ту же чугунную плиту и пропели над ней панихиду.

А колоду поместили на хорах большого соборного храма, где древесина её быстро пришла в качество своего возраста. Там, стоя на клиросе, часто вглядывался в эту постаревшую без хозяйки долбленку, и в тихом веянии, неизменно исходившем от неё, искал ответов на свои вопросы.

Очевидно, что те монахи знали о жизни и гибели молодой Чухломской княжны нечто такое, что подвигло их почтить её память таким неординарным отступлением от принятого погребального этикета. Ведь мирян, даже ктиторов княжеского рода, хоронили только на отведенном для них участке внутри монастырской ограды. Монахов -- на другом.

А под храмами, за 250 лет до Елены и за 300 после неё, погребен был только один -- основатель монастыря преп.Авраамий. Не доверять наблюдательности и интуиции тех монахов, признавших своим деянием святость мирянки Елены и её качественное превосходство над собой, да еще после только что явленного откровения, оснований у меня не было.

Вопрос к ней был о другом. В чем смысл скрытого от внешнего глаза чуда? Почему оно после 400 лет пребывания в земле, лишь кратко мелькнув перед узким кругом зрящих, опять спряталось?

Почерк явно не бесовский. Это там, режущий глаз и слух шум-тарарам, фейерверк пустопорожних чудес, обвал рекламы, больше похожей на промывание мозгов пиарными технологиями, чем на прославления, толковательные изыски вокруг обретения сомнительного качества останков и т.п. А тут всё ненавязчиво, без насилия над сознанием. Но убедительно.

Думается, кратким откровением своим Елена Чухломская, во-первых, засвидетельствовала факт присутствия в нашей жизни представительного множества еще более безвестных святых, чем даже она сама. В силу этого, истинность их святости не зависима от канонизаций и расканонизаций. И это главное ядро Христова воинства, защищающего земную Церковь.

Но они все же уязвимы. И это второе, что чётко ощущалось в том тихом веянии от колоды -- устойчивая нотка тревожности и упрёка. Чувствовалось, что это и был главный смысл явленного откровения. Но этого второго я тогда никак не мог понять. Чего им-то там тревожиться? Какую такую угрозу мы можем представлять для них? О чём ты, Елена?