Православный просветительский форум
Вернуться   Православный просветительский форум > Журнал "Православие и Мир" > Обсуждение статей
Перезагрузить страницу Подготовка к причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей
Ответ 
 
Опции темы Опции просмотра
  (#1) Старый
pravmir.ru pravmir.ru вне форума
участник
 
Сообщений: 27,893
Регистрация: 10.02.2009
По умолчанию Подготовка к причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей - 05.01.2012, 01:02

Доклад протоиерея Димитрия Карпенко на XX съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии.

Постоянная ссылка на статью.
Ответить с цитированием
  (#2) Старый
Незарегистрированный
гость
 
Сообщений: n/a
По умолчанию 05.01.2012, 11:53

Хотел бы причащаться каждое воскресенье, потому что по опыту чувствую насколько легче бороться со страстями первые дни после причастия. Но еженедельный четырёхдневный пост пока кажется слишком сложным (среда - постный день сам по себе, потом четверг-пятница-суббота пост перед причастием). С канонами, правда, у меня проблем нет - благо, время позволяет, да и душа только рада им...

Был бы духовник - можно было бы обсудить с ним, а просто к батюшкам за таким благословением пока не решаюсь подойти...
Ответить с цитированием
  (#3) Старый
иерей Дмитрий Шишкин иерей Дмитрий Шишкин вне форума
священство
 
Сообщений: 27
Регистрация: 12.04.2010
По умолчанию 05.01.2012, 12:58

Прекрасный доклад! Полностью согласен со всем, что говорит отец Димитрий. Святое Причастие - это жизнь души, а мы порой создаём не предпосылки, а препятствия для этой жизни.
Ответить с цитированием
  (#4) Старый
Георг Георг вне форума
участник
 
Сообщений: 8
Регистрация: 17.06.2009
По умолчанию 05.01.2012, 13:45

"Прекрасный доклад! Полностью согласен со всем, что говорит отец Димитрий. Святое Причастие - это жизнь души, а мы порой создаём не предпосылки, а препятствия для этой жизни."

Поддерживаю! Дай Бог чтоб везде пересмотрели что у них происходит в храмах, епархиях, и никому не впадать в крайности...

Последний раз редактировалось Георг; 05.01.2012 в 13:46. Причина: забыл процитировать что я поддерживаю...
Ответить с цитированием
  (#5) Старый
Александр Литягин Александр Литягин вне форума
участник
 
Сообщений: 234
Регистрация: 01.01.2012
Адрес: СПб
По умолчанию 05.01.2012, 14:39

Аминь.
На моем приходе всетаки исповедь обязательна, но вовсе не потому что настоятель "традиционен", (настоятель у нас как раз супер), а для того чтобы держать в тонусе и не искушать захожан. В условиях очень болшого количества причастников, священнику приходится прибегать к общей исповеди, эта практику в последнее время я увидел и у себя на родине в деревне. Наверное о ней тоже стоило несколько слов рассказать в таком продвинутом докладе.
тут много определяется личным знакомством священства с прихожанами своими, а этого у нас ожидать мало где приходится.
Вообще мне трудно понять каким образом пост ограничивающий пищу может способствовать приуготовлению к причащению, былоб интересно узнать как это требование возникло, какой логикой оно обоснуется?
Ответить с цитированием
  (#6) Старый
Алексей_СПб Алексей_СПб вне форума
участник
 
Сообщений: 2,071
Регистрация: 15.08.2009
Адрес: Питер
По умолчанию 05.01.2012, 15:12

На нашем приходе священники стараются не профанировать исповедь. Если есть смертные грехи, да исповедуют. Если нет, идешь ко причастию в согласии с совестью. Мне тоже тяжело было с непривычки. Все равно переспрашиваю у батюшки - отче, мне прям вот так идти?! благословил, пошел. Но, это, конечно, касаемо только частых причащений. Те, кто причащаются раз в месяц или реже идут на исповедь. Не претендую на верность в данном случае, просто описываю как у нас сделано
Ответить с цитированием
  (#7) Старый
Наталья 74
гость
 
Сообщений: n/a
По умолчанию 05.01.2012, 15:41

Не знаю, нужно ли поднимать этот вопрос в массах. Все равно, независимо от твоего желания решение о допуске к причастию принимает священник. Примеры из истории о том, что никаких обязанностей у причащающихся нет (пост и даже исповедь) могут смутить и заставить прихожанина искать более удобную для него форму подготовки к Таинству в другом храме (сама так поступила, придя в другой храм на вечернюю службу по необходимости, планировала было и причаститься там же, но узнав, какие там строгие правила - смалодушествовала и ... перенесла причастие). Пусть остается все как есть для прихожан. А вот священство может принимать какое-то оптимальное решение на высшем уровне и потом усваивать его на своем приходе.
Ответить с цитированием
  (#8) Старый
Биляна
гость
 
Сообщений: n/a
По умолчанию привет из Болгарии - 05.01.2012, 18:08

Прекрасная статья!
Очень рада прочитать такой текст на русском портале, как логическое продолжение лекции митр. Илариона Алфеева (опублик. в октябре). Очень нужны такие слова всему православному миру и всем верующим.
С одним только не согласна- с описанием положении в Болгарской Православной Церкви. Я прихожанка одного из самых активных приходов г. Софии, посещала и множество приходов по всей стране и могу вам сказать, что НИКТО не требует 1-месячного поста перед причастием и нет литургии без возможности причаститься. Правда, в маленьких городках, где приходская жизнь не очень активная, иногда лучше зараннее оговориться с батюшкой, что будешь причащаться и у тебя есть благословение на это, но на больших приходах нет такой необходимости.
Нередко бывают, конечно, случаи проявления лишней строгости ко причащающимся со стороны исповедающего духовника, так как многие батюшки здесь придерживаются к русской традиции – т.е. 3-дневный пост, 3 акафиста, накануне обязательная исповедь и т.д. Знаете, что у нас русская православная литература очень популярна, вкл. и дореволюционная. Получается иногда- человек, хотящий причаститься, думает какой маленький грех совершитъ, чтобы было о чем говорить на исповеди (а без исповеди причаститъся не допустят ).
Но несмотря на это, во многих приходах (особенно в больших городах) есть батюшки, благословляющие частое причащение по „греческой традиции” для регулярных прихожан. Особенно после издания „Дневниках” о. Ал.Шмемана на болгарском, число этих приходов увеличивается, как растет и число активных воцерковленных молодых прихожан. И слава Богу!

Конечно, в нашей церкви, как и повсюду, проблемы есть серьезные, вкл. и от массового самоотлучения от причастия св. таин, но категорически не согласна давать Болгарию как пример духовного запустения. Надеюсь, что возрождение евхаристической жизни в вашей церкви споможет быстрейшему возрождению и у нас.

И уверяю вас- большинство храмов в Болгарии не пустеют по воскресеньям и праздникам. С наступающим Рождеством!
Ответить с цитированием
  (#9) Старый
диакон Андрей Гарин диакон Андрей Гарин вне форума
участник
 
Сообщений: 5
Регистрация: 04.10.2011
По умолчанию 05.01.2012, 18:25

Насколько мне известно, в практике Русской Зарубежной Церкви 3-х дневный пост перед причастием не обязателен.
Ответить с цитированием
  (#10) Старый
АннаОл АннаОл вне форума
участник
 
Аватар для АннаОл
 
Сообщений: 110
Регистрация: 14.03.2009
По умолчанию 05.01.2012, 18:30

Цитата:
Сообщение от Наталья 74 Посмотреть сообщение
Не знаю, нужно ли поднимать этот вопрос в массах. Все равно, независимо от твоего желания решение о допуске к причастию принимает священник. Примеры из истории о том, что никаких обязанностей у причащающихся нет (пост и даже исповедь) могут смутить и заставить прихожанина искать более удобную для него форму подготовки к Таинству в другом храме (сама так поступила, придя в другой храм на вечернюю службу по необходимости, планировала было и причаститься там же, но узнав, какие там строгие правила - смалодушествовала и ... перенесла причастие). Пусть остается все как есть для прихожан. А вот священство может принимать какое-то оптимальное решение на высшем уровне и потом усваивать его на своем приходе.

Ну, вас такая позиция устраивает. Меня - нет. В данном случае массы - это Церковь, это - христиане. У нас, слава Богу, не католицизм еще.
Ответить с цитированием
  (#11) Старый
Виктор Судариков Виктор Судариков вне форума
администратор
 
Аватар для Виктор Судариков
 
Сообщений: 17,900
Регистрация: 10.02.2009
Адрес: Москва
По умолчанию 05.01.2012, 19:26

Цитата:
Сообщение от Наталья 74 Посмотреть сообщение
Примеры из истории о том, что никаких обязанностей у причащающихся нет (пост и даже исповедь) могут смутить и заставить прихожанина искать более удобную для него форму подготовки к Таинству в другом храме
Речь идет о канонических нормах.
Великий пост, пост в среду и пятницу установлены апостольским правилом (69). А подгтовка к Причастию - мера педагогическая, а не каноническая. Именно об этом и речь.
Ответить с цитированием
  (#12) Старый
Кирилъ
гость
 
Сообщений: n/a
По умолчанию 05.01.2012, 19:56

Доклад под стать идеям некоторых церковных деятелей, ратующих за перевод богослужения на русский язык, переход на новый календарный стиль, т.е. с душком нынешних обновленческих тенденций. Теперь ещё одно неслыханное дело – причащаться без исповеди и поста! Нет слов….
Да и кто это придумал, что служащий священник не должен поститься или исповедаться перед служением Литургии? Первый раз слышу об этом. В своё время, служа седмицу (в монастыре!), мне такое и в голову не приходило. Да если бы я тогда сказал прихожанам, что они могут и так причащаться, без исповеди и Правило читать, как попало – ярлык еретика к моей рясе прилепился бы надолго.
Сам докладчик может поступать так, как ему будет угодно – мы за него перед Богом отвечать не будем. Но в тех монастырях и приходах, где мне доводилось быть, привыкли готовиться ко причастию так: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_z...tiyu-all.shtml
Ответить с цитированием
  (#13) Старый
Александр ortodoks Александр ortodoks вне форума
гость
 
Сообщений: 15,517
Регистрация: 30.06.2009
Адрес: Україна, Одеса
По умолчанию 05.01.2012, 20:44

Мирянин, соблюдающий все многодневные и однодневные посты, пост в среду и пятницу, еженедельно бывающий на богослужении, вполне может Причащаться без предварительного поста.
Ответить с цитированием
  (#14) Старый
Незарегистрированный
гость
 
Сообщений: n/a
По умолчанию подготовка к причастию - 05.01.2012, 20:52

Цитата:
Сообщение от pravmir.ru Посмотреть сообщение
Доклад протоиерея Димитрия Карпенко на XX съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии.

Постоянная ссылка на статью.
Я извиняюсь, конечно, но существуют многовековые литургические практики монастырей, которые отражены в сборниках молитвословий для подготовки ко Святому Причастию. Само Таинство Евхаристии это апогей участия христианина в богослужебных циклах жизни Церкви, в т.ч. суточном, который как раз и подразумевает присутсвие на вечернем богослужении, а келейно - малом повечерии, в состав которого и входят оспариваемые "три канона" (по монастыркой практике), как собственно и сборник "вечерних молитв". Кастрирование частей суточного круга ни к чему хорошему не приведет. Но объем молитвословий (читай - степень участия христианина в полноте суточного круга богослужения) безусловно должна определяться духовником, как и степень поста. Это же духовные инструменты! Так, например, нельзя для ОРЗ применять скальпель, но только для хирургии. Уместность применения тех или иных инструментов, хотябы и расхожих, должен определять духовник. Иначе это все будет фарисейством: и излишняя строгость, и излишняя легкость. А над всем этим, духовная жизнь христианина как раз и заключается в познании себя и своей меры труда. При мало мальски усердном батюшке, прихожанину для этого понадобится не более полугода-года воцерковленной жизни. Вразуми всех нас Господи!
Ответить с цитированием
  (#15) Старый
диакон Николай диакон Николай вне форума
участник
 
Сообщений: 3
Регистрация: 21.12.2011
По умолчанию 05.01.2012, 21:23

Цитата:
Сообщение от Кирилъ Посмотреть сообщение
Да и кто это придумал, что служащий священник не должен поститься или исповедаться перед служением Литургии? Первый раз слышу об этом. В своё время, служа седмицу (в монастыре!), мне такое и в голову не приходило.
не нужно изобретать велосипед. Есть КАНОНЫ, которые являются обязательными, а есть традиции - они хорошие, благочестивые. Но сформировались эти традиции в годы, скажем так, духовного застоя. Да, ВСЕ православные в Российской империи были ОБЯЗАНЫ причаститься хотя бы раз в год. Состоявшие на службе - должны были принести об этом справку. Но теперь другое время. Начинают формироваться новые традиции.
Цитата:
Сообщение от Кирилъ Посмотреть сообщение
Да если бы я тогда сказал прихожанам, что они могут и так причащаться, без исповеди и Правило читать, как попало – ярлык еретика к моей рясе прилепился бы надолго.
Надо говорить тому, кто вместит.
Цитата:
Сообщение от Кирилъ Посмотреть сообщение
Сам докладчик может поступать так, как ему будет угодно – мы за него перед Богом отвечать не будем. Но в тех монастырях и приходах, где мне доводилось быть, привыкли готовиться ко причастию так: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_z...tiyu-all.shtml
Цитаты со страницы, ссылку на которую вы привели
курсив мой
Цитата:
Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафистов перед принятием Святых Христовых Таин:
Цитата:
Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.
Ответить с цитированием
  (#16) Старый
Володимир Аркадійович Володимир Аркадійович вне форума
участник
 
Сообщений: 3,220
Регистрация: 30.05.2011
Адрес: Луцьк, Україна
По умолчанию 05.01.2012, 21:23

От священников нашего храма о трёхдневном посте не слышал... Одного дня поста достаточно... Получается, мера действительно педагогическая...
Ответить с цитированием
  (#17) Старый
Прихожанин
гость
 
Сообщений: n/a
По умолчанию 05.01.2012, 21:26

Цитата:
Сообщение от Александр ortodoks Посмотреть сообщение
Мирянин, соблюдающий все многодневные и однодневные посты, пост в среду и пятницу, еженедельно бывающий на богослужении, вполне может Причащаться без предварительного поста.
Духовенство и прихожане Украины - это вообще отдельный разговор...
Ответить с цитированием
  (#18) Старый
Александр ortodoks Александр ortodoks вне форума
гость
 
Сообщений: 15,517
Регистрация: 30.06.2009
Адрес: Україна, Одеса
По умолчанию 05.01.2012, 21:45

Трехдневный пост перед Причастием возможен только раз разовая акция редко Причащающегося. Потому, что тогда пост в субботу становится не исключением, а постоянной практикой - а это запрещено.
Ответить с цитированием
  (#19) Старый
Володимир Аркадійович Володимир Аркадійович вне форума
участник
 
Сообщений: 3,220
Регистрация: 30.05.2011
Адрес: Луцьк, Україна
По умолчанию 05.01.2012, 21:55

Цитата:
Сообщение от Александр ortodoks Посмотреть сообщение
Трехдневный пост перед Причастием возможен только раз разовая акция редко Причащающегося. Потому, что тогда пост в субботу становится не исключением, а постоянной практикой - а это запрещено.
Можно причащаться во вторник или в четверг... И день поста будет, и народу не так много, как в воскресенье...
Ответить с цитированием
  (#20) Старый
Виктор Судариков Виктор Судариков вне форума
администратор
 
Аватар для Виктор Судариков
 
Сообщений: 17,900
Регистрация: 10.02.2009
Адрес: Москва
По умолчанию 05.01.2012, 22:00

Цитата:
Сообщение от Кирилъ Посмотреть сообщение
Доклад под стать идеям некоторых церковных деятелей, ратующих за перевод богослужения на русский язык
Язык в канонах не закреплен. А здесь как раз автор говорит о канонических нормах, связанных с Причащением.

Цитата:
Сообщение от Кирилъ Посмотреть сообщение
Да и кто это придумал, что служащий священник не должен поститься или исповедаться перед служением Литургии? Первый раз слышу об этом.
А сколько дней в монастыре постятся служащие священники?
Ответить с цитированием
  (#21) Старый
Александр ortodoks Александр ortodoks вне форума
гость
 
Сообщений: 15,517
Регистрация: 30.06.2009
Адрес: Україна, Одеса
По умолчанию 05.01.2012, 22:02

Цитата:
Сообщение от Прихожанин Посмотреть сообщение
Духовенство и прихожане Украины - это вообще отдельный разговор...
Вы на шо намекаете?
Ответить с цитированием
  (#22) Старый
Ирина76 Ирина76 вне форума
участник
 
Сообщений: 568
Регистрация: 19.12.2010
По умолчанию 05.01.2012, 22:36

Когда я, начитавшись Флавиана, подошла к батюшке с просьбой сократить мне пост перед причастием - тогда бы я причащалась каждую неделю - то батюшка наш сказал: "Нет, пост 3-хдневный доллжен быть". А причащаться сказал раз в 2 недели, с исповедью, конечно.
На том и порешили. НО:
трудно поститься, когда ты постишься одна, а остальные в доме едят котлеты. Дело даже не в соблазне. Пока готовишь - всего напробуешься, наешься. Какой пост? Держать всю семью на постном я не могу - мужчины требуют мяса... Итог: причащаюсь я от силы раз в месяц, а то и в полтора....
Такая вот картинка...

Последний раз редактировалось Ирина76; 05.01.2012 в 22:37. Причина: ошибка в тексте
Ответить с цитированием
  (#23) Старый
Кирилъ
гость
 
Сообщений: n/a
По умолчанию 05.01.2012, 22:56

Цитата:
Сообщение от Виктор Судариков Посмотреть сообщение
А сколько дней в монастыре постятся служащие священники?
На самом деле в монастыре постятся «пожизненно»)) Из скоромной пищи там только молочный продукты и яйца. Братия не в священном сане говеет перед причастием не мене трёх дней, как, собственно, и все прихожане. Конечно, бывают исключения по болезни или немощи. Но это на усмотрение духовника.
— Что такое говение?
— Говение - это труд, не только телесный, но и духовный.
Цель и намерение его - очистить душу и тело, примириться с Богом, посеять и укрепить в душе семена:
• - Начатки доброй святой жизни, христианского поведения укрепить, а плевелы, дурные навыки - подавить.
• - Говение - это большая строгость в пище и сне, прекращение житейских забот и дел, чтение Слова Божия, неопустительное хождение в церковь, рассматривание своей совести в уединении.
• - Это есть бодренное состояние души, со всем вниманием занимающейся делом спасения, а именно: постоянное хождение в храм, молитва, пощение, познание своей греховности, сокрушение о грехах.
• - Покаяние, заканчивающееся исповедью и причащением Святых Тайн.

Что же касается священства, то оно просто так не причащается, т.е. без участия в богослужении. В расписании на седмицу каждый может узнать день своего служения и надлежащим образом готовится к этому дню. В субботу вечером во время всенощного бдения в алтаре соборного храма для всей братии проводится исповедь, которую принимает братский духовник для тех, кто готовился причащаться в воскресенье. В будние дни перед богослужением служащий священник может исповедаться у любого священника, находящегося в алтаре, либо накануне вечером прийти на исповедь в келью к своему духовнику. Когда мне в очередной раз было запрещено служить, то я готовился ко причастию наравне со всеми - три дня говения, Последование ко св. причащению с тремя канонами и исповедь. Молился за литургией вместе с братией, стоя где-ибудь на клиросе. После "Отче наш:" входил в алтарь, облачался и причащался вместе со священством.
Ответить с цитированием
  (#24) Старый
Виктор Судариков Виктор Судариков вне форума
администратор
 
Аватар для Виктор Судариков
 
Сообщений: 17,900
Регистрация: 10.02.2009
Адрес: Москва
По умолчанию 05.01.2012, 23:08

Цитата:
Сообщение от Кирилъ Посмотреть сообщение
На самом деле в монастыре постятся «пожизненно»)) Из скоромной пищи там только молочный продукты и яйца. ...
То есть без мяса. Да, это известно.

Цитата:
Сообщение от Кирилъ Посмотреть сообщение
Братия не в священном сане говеет перед причастием не мене трёх дней, как, собственно, и все прихожане. ...

Что же касается священства, то оно просто так не причащается, т.е. без участия в богослужении.

В субботу вечером во время всенощного бдения в алтаре соборного храма для всей братии проводится исповедь, которую принимает братский духовник для тех, кто готовился причащаться в воскресенье.

Когда мне в очередной раз было запрещено служить, то я готовился ко причастию наравне со всеми - три дня говения, Последование ко св. причащению с тремя канонами и исповедь.
Кирилъ, но ведь Вы писали:

Да и кто это придумал, что служащий священник не должен поститься или исповедаться перед служением Литургии? Первый раз слышу об этом.

По поводу исповеди - понятно (и это очень хорошо конечно - на приходах нет такоо количества священников и обязательна исповедь епархиальному духовнику - остальное на усмотрение священника), а по поводу поста - все сказанное выше - не об этом. Т.е. все же служащий священник какой-то пищевой пост держит или питается как все?
Ответить с цитированием
  (#25) Старый
Кирилъ
гость
 
Сообщений: n/a
По умолчанию 05.01.2012, 23:24

Цитата:
Сообщение от Виктор Судариков Посмотреть сообщение
...т.е. все же служащий священник какой-то пищевой пост держит или питается как все?
Конечно же воздерживается в пище и постится. Разве это так сложно?
Ответить с цитированием
Ответ

Метки
причастие, таинства

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Реклама:
Рейтинг@Mail.ru Храм Всемилостивого Спаса