Православный просветительский форум
Вернуться   Православный просветительский форум > Тематические форумы > Церковь > Христос – путь, истина и жизнь
Перезагрузить страницу Что такое "обожение"?
Христос – путь, истина и жизнь Св.Писание и наша жизнь

Ответ 
 
Опции темы Опции просмотра
  (#1) Старый
Дмитрий Э.П. Дмитрий Э.П. вне форума
участник
 
Сообщений: 743
Регистрация: 28.01.2012
Адрес: Москва
По умолчанию Что такое "обожение"? - 09.10.2012, 14:18

Уважаемые коллеги, подскажите, пожалуйста, что догматика и вы лично понимаете под «обожением»? Для начала, к какой категории явлений относится «обожение» - это изменение человеческой природы или это некая потенциальная возможность преобразования конкретной личности? Сразу повинюсь: чрезвычайно трудно дается мне все, что в христианском богословии связано с понятиями «природы» и «ипостаси». Поэтому был бы вам сердечно благодарен, если бы вы смогли дать какой-нибудь свой личный комментарий или разъяснения, а не просто ссылку на определенное святоотеческое произведение.
Ответить с цитированием
  (#2) Старый
Татьяна Гарина Татьяна Гарина вне форума
модератор
 
Аватар для Татьяна Гарина
 
Сообщений: 8,527
Регистрация: 13.02.2009
Адрес: Санкт-Петербург
По умолчанию 10.10.2012, 01:51

Цитата:
Сообщение от Дмитрий Э.П. Посмотреть сообщение
Уважаемые коллеги, подскажите, пожалуйста, что догматика и вы лично понимаете под «обожением»? Для начала, к какой категории явлений относится «обожение» - это изменение человеческой природы или это некая потенциальная возможность преобразования конкретной личности? Сразу повинюсь: чрезвычайно трудно дается мне все, что в христианском богословии связано с понятиями «природы» и «ипостаси». Поэтому был бы вам сердечно благодарен, если бы вы смогли дать какой-нибудь свой личный комментарий или разъяснения, а не просто ссылку на определенное святоотеческое произведение.
Думаю, здесь взаимоствязаны оба процесса: изменение личности меняет и природу человека. Во всяком случае нетленные мощи Александра Свирского заставляют так думать.


Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения (1 Фес.5 :8)
Ответить с цитированием
  (#3) Старый
Дмитрий Э.П. Дмитрий Э.П. вне форума
участник
 
Сообщений: 743
Регистрация: 28.01.2012
Адрес: Москва
По умолчанию 10.10.2012, 11:20

Цитата:
Сообщение от Татьяна Гарина Посмотреть сообщение
Думаю, здесь взаимоствязаны оба процесса: изменение личности меняет и природу человека. Во всяком случае нетленные мощи Александра Свирского заставляют так думать.
Татьяна, спасибо, что откликнулись.
Объясню, с чем связан вопрос. Он связан с общим непониманием мною смысла христианской сотериологии. Господь вочеловечивается, чтобы мы обожились. Вочеловечивается - значит становится полноценным человеком, воспринимает своей ипостасью (т.е. неким волящим "Я", как я понимаю) человеческую природу и все, присущие ей атрибуты. Обычно добавляется «кроме греховности», но мне такое дополнение кажется странным, с учетом того, что греховность вроде бы как и не является имманентным атрибутом человеческой природы, а является продуктом свободного волеизъявления. (С другой стороны, воспринимается ведь некая "падшая природа", которая таким образом "уврачевывается").
Но вот что такое «обожение»? Это явно не может означать, что человек обретает возможность стать всеведущим, всеблагим Абсолютом, ибо им невозможно «стать», а можно только быть. Или «обожение» в данном контексте это лишь телесное бессмертие? Но это ведь никогда не было и не могло быть атрибутом Бога. Или под "обожением" понимается лишь возвращение человеческой природы в некое изначальное ее состояние («до грехопадения»)? Но это справедливо было бы назвать все-таки не обожение (theosis), а… наверное, что-то типа «обадамливание» или «обэдемливание»
Простите, если вам эти вопросы кажутся наивными (они такие и есть), но где же еще их задавать, если не на православном просветительском форуме
Ответить с цитированием
  (#4) Старый
Антон Герасимов Антон Герасимов вне форума
участник
 
Аватар для Антон Герасимов
 
Сообщений: 1,959
Регистрация: 29.11.2011
Адрес: Одинцово
По умолчанию 10.10.2012, 11:29

Цитата:
Сообщение от Дмитрий Э.П. Посмотреть сообщение
Господь вочеловечивается, чтобы мы обожились.
Просто в качестве ремарки, без цели спровоцировать дискуссию - может быть смысл вочеловечивания был другой.
Ответить с цитированием
  (#5) Старый
Дмитрий Э.П. Дмитрий Э.П. вне форума
участник
 
Сообщений: 743
Регистрация: 28.01.2012
Адрес: Москва
По умолчанию 10.10.2012, 11:46

Цитата:
Сообщение от Антон Герасимов Посмотреть сообщение
Просто в качестве ремарки, без цели спровоцировать дискуссию - может быть смысл вочеловечивания был другой.
Добрый день, Антон.
"Другой" по отношению к чему? Вочеловечился не для человеческого обожения? Не для "уврачевания падшей природы"?
Вы допускаете возможность другого смысла вочеловечивания сугубо абстрактно или что-то конкретное имеете в виду?
Ответить с цитированием
  (#6) Старый
Антон Герасимов Антон Герасимов вне форума
участник
 
Аватар для Антон Герасимов
 
Сообщений: 1,959
Регистрация: 29.11.2011
Адрес: Одинцово
По умолчанию 10.10.2012, 12:01

Цитата:
Сообщение от Дмитрий Э.П. Посмотреть сообщение
Добрый день, Антон.
"Другой" по отношению к чему? Вочеловечился не для человеческого обожения? Не для "уврачевания падшей природы"?
Вы допускаете возможность другого смысла вочеловечивания сугубо абстрактно или что-то конкретное имеете в виду?
День добрый и вам.
Я имею ввиду совершенно другой конкретный смысл вочеловечивания, но суть не в моём понимании христианства. "Человеческое обожение" и "уврачевание падшей природы" не требует личного вмешательства, иначе противоречит такому качеству, как всемогущество, я так понимаю.
Ответить с цитированием
  (#7) Старый
Дмитрий Э.П. Дмитрий Э.П. вне форума
участник
 
Сообщений: 743
Регистрация: 28.01.2012
Адрес: Москва
По умолчанию 10.10.2012, 12:22

Цитата:
Сообщение от Антон Герасимов Посмотреть сообщение
День добрый и вам.
Я имею ввиду совершенно другой конкретный смысл вочеловечивания, но суть не в моём понимании христианства. "Человеческое обожение" и "уврачевание падшей природы" не требует личного вмешательства, иначе противоречит такому качеству, как всемогущество, я так понимаю.
Ну это довольно распространенный аргумент мусульман: зачем, мол, такие сложности, если Господь всемогущ
Так вот, собственно, и хотелось бы понять "зачем"
А для начала, разобраться с "обожением". Что это такое на ваш взгляд?
Ответить с цитированием
  (#8) Старый
Антон Герасимов Антон Герасимов вне форума
участник
 
Аватар для Антон Герасимов
 
Сообщений: 1,959
Регистрация: 29.11.2011
Адрес: Одинцово
По умолчанию 10.10.2012, 12:34

Цитата:
Сообщение от Дмитрий Э.П. Посмотреть сообщение
А для начала, разобраться с "обожением". Что это такое на ваш взгляд?
Может быть некий аналог преображения. Поскольку тема не привлекала моего внимания, то и подробных рассуждений ждать от меня не приходится. Я просто другой аспект вашего высказывания отметил.
Ответить с цитированием
  (#9) Старый
Дмитрий Э.П. Дмитрий Э.П. вне форума
участник
 
Сообщений: 743
Регистрация: 28.01.2012
Адрес: Москва
По умолчанию 10.10.2012, 12:44

Цитата:
Сообщение от Антон Герасимов Посмотреть сообщение
Может быть некий аналог преображения. Поскольку тема не привлекала моего внимания, то и подробных рассуждений ждать от меня не приходится. Я просто другой аспект вашего высказывания отметил.
Увы, слово "преображение" для меня ничуть не более информативно, чем "обожение".
Что касается вочеловечивания, то я считал, что излагаю вполне ортодоксальную точку зрения. Вот тут, например, все то же самое со ссылками на св. отцов: http://azbyka.ru/dictionary/22/cel_v...enia-all.shtml
Ответить с цитированием
  (#10) Старый
Антон Герасимов Антон Герасимов вне форума
участник
 
Аватар для Антон Герасимов
 
Сообщений: 1,959
Регистрация: 29.11.2011
Адрес: Одинцово
По умолчанию 10.10.2012, 12:53

Цитата:
Сообщение от Дмитрий Э.П. Посмотреть сообщение
Увы, слово "преображение" для меня ничуть не более информативно, чем "обожение".
Что касается вочеловечивания, то я считал, что излагаю вполне ортодоксальную точку зрения. Вот тут, например, все то же самое со ссылками на св. отцов: http://azbyka.ru/dictionary/22/cel_v...enia-all.shtml
Хорошо, если "преображение" не информативно попробую описать по другому. Могу предложить тогда такой вариант - качественное преобразование психо-физических свойств человека в результате духовной практики.

Я не готов разделять своё христианствое мировоззрение на цитаты, чтобы потом их разбирать. Святые отцы на то и святые, что свято жили, а не свято писали. Кроме того не стесняюсь напомнить, что я не пример для подражания
Ответить с цитированием
  (#11) Старый
Дмитрий Э.П. Дмитрий Э.П. вне форума
участник
 
Сообщений: 743
Регистрация: 28.01.2012
Адрес: Москва
По умолчанию 10.10.2012, 14:09

Цитата:
Сообщение от Антон Герасимов Посмотреть сообщение
Хорошо, если "преображение" не информативно попробую описать по другому. Могу предложить тогда такой вариант - качественное преобразование психо-физических свойств человека в результате духовной практики.

Я не готов разделять своё христианствое мировоззрение на цитаты, чтобы потом их разбирать. Святые отцы на то и святые, что свято жили, а не свято писали. Кроме того не стесняюсь напомнить, что я не пример для подражания
Изменение психо-физических свойств человека в результате духовной практики более понятно Но не всякое такое изменение, согласитесь, можно назвать «обожением».
Ответить с цитированием
  (#12) Старый
Антон Герасимов Антон Герасимов вне форума
участник
 
Аватар для Антон Герасимов
 
Сообщений: 1,959
Регистрация: 29.11.2011
Адрес: Одинцово
По умолчанию 10.10.2012, 14:15

Цитата:
Сообщение от Дмитрий Э.П. Посмотреть сообщение
Но не всякое такое изменение, согласитесь, можно назвать «обожением».
Согласен. Они и называются по разному. Но если говорить о российских традициях православия - то, на мой опять таки субьективный взгляд, именно эти преобразования, в результате деятельного воплощения христианства в жизнь (преображение, как у, например, Серафима Саровского по описанию Мотовилова), и называют "обожением".
Ответить с цитированием
  (#13) Старый
Татьяна Гарина Татьяна Гарина вне форума
модератор
 
Аватар для Татьяна Гарина
 
Сообщений: 8,527
Регистрация: 13.02.2009
Адрес: Санкт-Петербург
По умолчанию 10.10.2012, 17:16

Цитата:
Сообщение от Дмитрий Э.П. Посмотреть сообщение
Простите, если вам эти вопросы кажутся наивными (они такие и есть), но где же еще их задавать, если не на православном просветительском форуме
Разве это наивные вопросы? Это вопросы краеугольные - смысл и суть боговоплощения. Сколько копий сломано на этой теме, сколько ересей осуждено!

Цитата:
Сообщение от Дмитрий Э.П. Посмотреть сообщение
Обычно добавляется «кроме греховности», но мне такое дополнение кажется странным, с учетом того, что греховность вроде бы как и не является имманентным атрибутом человеческой природы, а является продуктом свободного волеизъявления.
Грех действительно не является атрибутом человеческой природы, это её повреждение приобретенное грехопадением и передающееся, так сказать, по наследству.

Цитата:
(С другой стороны, воспринимается ведь некая "падшая природа", которая таким образом "уврачевывается").
В каком смысле "падшая природа"? Христос воспринял природу Адама до грехопадения,то есть, не испорченную еще грехом. То есть, Он не принял на себя природу падшего Адама, которую исцелил, де, борясь с грехом в себе. Уврачевание здесь не изменение своей личной природы с помощью преодоления греха, а следование человека, имеющего безгрешную природу, до конца тому,для чего она была изначально предназначена.
Как говорит Симеон Новый Богослов,
“Чтобы уврачевать больное человеческое естество и восстановить в нем истинное, свойственное ему по первоначальному устроению здравие, для сего потребна сверхъестественная и пресущественная сила. Какая же эта сверхъестественная и пресущественная сила...? Это есть Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, Который, чтоб уврачевать подобное подобным, благоволил воспринять человеческое естество здравое".
Цитата:
Сообщение от Дмитрий Э.П. Посмотреть сообщение
Или под "обожением" понимается лишь возвращение человеческой природы в некое изначальное ее состояние («до грехопадения»)? Но это справедливо было бы назвать все-таки не обожение (theosis), а… наверное, что-то типа «обадамливание» или «обэдемливание»
Не совсем так. Адам имел потенцию быть смертным или бессмертным. Он выбрал смерть. Обожение, как я понимаю, не только возвращение к Адаму, но и выбор жизни.


Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения (1 Фес.5 :8)
Ответить с цитированием
  (#14) Старый
Дмитрий Э.П. Дмитрий Э.П. вне форума
участник
 
Сообщений: 743
Регистрация: 28.01.2012
Адрес: Москва
По умолчанию 10.10.2012, 18:21

Цитата:
Сообщение от Татьяна Гарина Посмотреть сообщение
Грех действительно не является атрибутом человеческой природы, это её повреждение приобретенное грехопадением и передающееся, так сказать, по наследству.

В каком смысле "падшая природа"? Христос воспринял природу Адама до грехопадения,то есть, не испорченную еще грехом. То есть, Он не принял на себя природу падшего Адама, которую исцелил, де, борясь с грехом в себе. Уврачевание здесь не изменение своей личной природы с помощью преодоления греха, а следование человека, имеющего безгрешную природу, до конца тому,для чего она была изначально предназначена.
Как говорит Симеон Новый Богослов,
“Чтобы уврачевать больное человеческое естество и восстановить в нем истинное, свойственное ему по первоначальному устроению здравие, для сего потребна сверхъестественная и пресущественная сила. Какая же эта сверхъестественная и пресущественная сила...? Это есть Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, Который, чтоб уврачевать подобное подобным, благоволил воспринять человеческое естество здравое".

Не совсем так. Адам имел потенцию быть смертным или бессмертным. Он выбрал смерть. Обожение, как я понимаю, не только возвращение к Адаму, но и выбор жизни.
Татьяна, а как следование безгрешного человека своему предназначению врачует природу людей грешных? И главное - от чего врачует?
От смертности телесной? От предрасположенности ко греху? Если "здравие" это только вопрос выбора между преслушанием и послушанием, то природа тут, как кажется, вообще не при чем. А при чем - воля.
Ответить с цитированием
  (#15) Старый
Татьяна Гарина Татьяна Гарина вне форума
модератор
 
Аватар для Татьяна Гарина
 
Сообщений: 8,527
Регистрация: 13.02.2009
Адрес: Санкт-Петербург
По умолчанию 10.10.2012, 18:43

Цитата:
Сообщение от Дмитрий Э.П. Посмотреть сообщение
Татьяна, а как следование безгрешного человека своему предназначению врачует природу людей грешных? И главное - от чего врачует?
Если рассматривать все на уровне отдельных особей, то никак. Но ведь говорится, что все мы согрешили в Адаме. Так же и оправдались Христом - все. Во всяком случае, все, кто в Него верит и причащается его Тела и Крови.
Цитата:
Сообщение от Дмитрий Э.П. Посмотреть сообщение
От смертности телесной? От предрасположенности ко греху? Если "здравие" это только вопрос выбора между преслушанием и послушанием, то природа тут, как кажется, вообще не при чем. А при чем - воля.
Преслушание породило грех, а грех - смерть, поэтому в "первом Адаме" повредилась как воля, так и природа, а во втором Адаме, Христе, они были здравы.


Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения (1 Фес.5 :8)
Ответить с цитированием
  (#16) Старый
Дмитрий Э.П. Дмитрий Э.П. вне форума
участник
 
Сообщений: 743
Регистрация: 28.01.2012
Адрес: Москва
По умолчанию 10.10.2012, 23:59

Цитата:
Сообщение от Татьяна Гарина Посмотреть сообщение
Если рассматривать все на уровне отдельных особей, то никак. Но ведь говорится, что все мы согрешили в Адаме. Так же и оправдались Христом - все. Во всяком случае, все, кто в Него верит и причащается его Тела и Крови.

Преслушание породило грех, а грех - смерть, поэтому в "первом Адаме" повредилась как воля, так и природа, а во втором Адаме, Христе, они были здравы.
Татьяна, вот представьте, что перед вами глупый студент (или школьник) - ведь вы же преподаватель, если я не ошибаюсь.
И он задает вам вопрос: что дали человеку (человечеству, природе человека) смерть и воскресение воплощенного Логоса, чего у него не было до этого?
1. Возможность телесного воскресения/бессмертия?
2. Устранение рабства греху, как некой природной предопределенности?
3. Возможность обретения Царства Небесного путем совершения ряда мистических актов (крещение, евхаристия)?
4. Другое
И наконец, что бы вы ответили на стандартный аргумент мусульманской критики (о котором упомянул выше Антон): для чего такие сложности (вочеловечивание, крестная смерть), если Бог всемогущ?
Ответить с цитированием
  (#17) Старый
Ольга Кудряшова Ольга Кудряшова вне форума
участник
 
Аватар для Ольга Кудряшова
 
Сообщений: 6,646
Регистрация: 24.01.2011
Адрес: Маленький городо
По умолчанию 11.10.2012, 01:47

Дьякон Андрей Кураев в одной из своих лекций так сказал об этом. Человек заболел смертью и умирал. А Господь заразил себя смертью сам, заболел, соответственно, но исцелился. В Его крови образовались антитела к вирусу смерти. Теперь, чтоб выздороветь, мы должны прививку делать себе Его кровью.
Т.к. я мало того, что простая смертная без образования, так еще и женщина, мне такие объяснения понятнее и ближе.
Обожение я себе объясняю так. Мы учимся тому, что только Господня воля истинно благая, постепенно, смиряем свою волю и позволяем Божьей Воли располагать нами. По мере этого процесса, мы и обоживаемся. Тосамое совлечение ветхого человека и т.д.
Мысль дла меня актуальная - свобода у нас есть, но выбираем мы между Богом и грехом. Воля в жизни нашей должна быть только Божья. Не зра святые отцы говорят, что сделанное не ради Бога, сделанно напрасно.
Ответить с цитированием
  (#18) Старый
Антон Герасимов Антон Герасимов вне форума
участник
 
Аватар для Антон Герасимов
 
Сообщений: 1,959
Регистрация: 29.11.2011
Адрес: Одинцово
По умолчанию 11.10.2012, 09:12

Цитата:
Сообщение от Дмитрий Э.П. Посмотреть сообщение
И он задает вам вопрос: что дали человеку (человечеству, природе человека) смерть и воскресение воплощенного Логоса, чего у него не было до этого?
Личный пример, как доказательство. Что может быть важнее?
Ответить с цитированием
  (#19) Старый
Ирина Зубакина Ирина Зубакина вне форума
участник
 
Сообщений: 3,603
Регистрация: 08.07.2011
По умолчанию 11.10.2012, 10:32

Цитата:
Сообщение от Дмитрий Э.П. Посмотреть сообщение
Уважаемые коллеги, подскажите, пожалуйста, что догматика и вы лично понимаете под «обожением»? Для начала, к какой категории явлений относится «обожение» - это изменение человеческой природы или это некая потенциальная возможность преобразования конкретной личности?
А что здесь такого особо непонятного? Обожение-спасенные люди должны стать богами по благодати. Это и будет определенное изменение человеческой природы, потенциальная возможность которого уже заложено в человеке, ведь Бог сотворил нас по образу и подобию Своему. Лишь бы человек захотел этой возможностью воспользоваться и стал прилагать усилия к спасению своей души. Насколько я понимаю, люди, достигшие святости, не какие-то принципиально новые качества приобрели, а вели такую жизнь, при которой воздействием Божием совершалось исцеление их падшей человеческой природы, возвращение ее к изначальному безгрешному состоянию. До Страшного Суда окончательное изменение еще не завершено, они находятся в состоянии, предшествующем обожению. Совершит обожение людей Сам Бог, а каким образом, это только Он знает.
Ответить с цитированием
  (#20) Старый
Дмитрий Э.П. Дмитрий Э.П. вне форума
участник
 
Сообщений: 743
Регистрация: 28.01.2012
Адрес: Москва
По умолчанию 11.10.2012, 11:45

Ольге Кудряшовой
Ольга, спасибо за ответ! Очень красивая аллегория у о.Андрея.
Но если это перевести с метафорического языка на обывательский, то получится некая совокупность моих вариантов 1 и 3.
Честно вам признаюсь, что я никогда не понимал ценности именно телесного воскресения. Если душа и так бессмертна, если она есть образ Божий, то что мне какое-то тело, какой-то кусок материи (пусть даже и преображенной)?
Кроме того, и до крестной жертвы мы видим в Писании примеры того, как человек телесно воскресает (или не умирает) по благодати Божьей.
Ваш же личный ответ (который во втором абзаце) состоит в том, что обожение есть добровольное подчинение воле Божьей. Но как вам в этом помогает Спаситель? Свободная воля она на то и свободная, что она ваша и ни от кого больше не зависит. За много веков до Христа Авраам подчинил свою волю воле Божьей и принес в жертву собственного сына. За много веков до Христа Моисей подчинил свою волю воле Божьей и поднялся на Синай. Собственно говоря, все ветхозаветные пророки прекрасно знали этот ответ.

Антону Герасимову
Личный пример чего? Возможности преодоления пропасти между человеческим и божественным? Но в данном случае мы видим пример прыжка «с другой стороны» этой бездны, а Прыгун, так на секундочку, всемогущ, тогда как мы с вами - нет. Или вы имеете в виду пример жертвенности, самоумаления и подчинения личной воли воле Божьей? Но такие примеры мы находим и в Ветхом Завете.

Ирине Зубакиной
Ирина, я не очень понимаю, что такое в данном контексте «боги» (с маленькой буквы и во множественном числе). Адам был сотворен по образу и подобию, но он все-таки был тварью, а не «богом».
Ответить с цитированием
  (#21) Старый
Ирина Зубакина Ирина Зубакина вне форума
участник
 
Сообщений: 3,603
Регистрация: 08.07.2011
По умолчанию 11.10.2012, 11:53

Цитата:
Сообщение от Дмитрий Э.П. Посмотреть сообщение

Ирине Зубакиной
Ирина, я не очень понимаю, что такое в данном контексте «боги» (с маленькой буквы и во множественном числе). Адам был сотворен по образу и подобию, но он все-таки был тварью, а не «богом».
боги с маленькой буквы во множественном числе-это все спасенные люди, который после Страшного Суда станут богами по благодати. Человек после обожения будет совершенне Адама до грехопадения. Он будет не таким Богом, как Бог, который не может сотвоврить еще одного точно такого же Бога, но подобен Ему. Насколько и как это будет мы пока понять в не в состоянии. Я это только читала и слышала в целом, но конкретнее надоконечно у Святых Отцов читать. Хорошо бы, кто-нибудь подсказал, у кого именно.
Ответить с цитированием
  (#22) Старый
монах Даниил монах Даниил вне форума
участник
 
Аватар для монах Даниил
 
Сообщений: 732
Регистрация: 27.01.2012
По умолчанию 11.10.2012, 12:04

Дополню. По благодати - приобрести добродетели : мужество, справедливость, рассудительность и др.


Смелые, успешные люди обсуждают идею, трусливые неудачники - людей.
Ответить с цитированием
  (#23) Старый
Антон Герасимов Антон Герасимов вне форума
участник
 
Аватар для Антон Герасимов
 
Сообщений: 1,959
Регистрация: 29.11.2011
Адрес: Одинцово
По умолчанию 11.10.2012, 12:07

Цитата:
Сообщение от Дмитрий Э.П. Посмотреть сообщение
Личный пример чего?
Личный пример следования учению, нам предложен образец.
Ответить с цитированием
  (#24) Старый
Татьяна Гарина Татьяна Гарина вне форума
модератор
 
Аватар для Татьяна Гарина
 
Сообщений: 8,527
Регистрация: 13.02.2009
Адрес: Санкт-Петербург
По умолчанию 11.10.2012, 12:25

Цитата:
Сообщение от Дмитрий Э.П. Посмотреть сообщение
Татьяна, вот представьте, что перед вами глупый студент (или школьник) - ведь вы же преподаватель, если я не ошибаюсь.
И он задает вам вопрос: что дали человеку (человечеству, природе человека) смерть и воскресение воплощенного Логоса, чего у него не было до этого?
1. Возможность телесного воскресения/бессмертия?
2. Устранение рабства греху, как некой природной предопределенности?
3. Возможность обретения Царства Небесного путем совершения ряда мистических актов (крещение, евхаристия)?
А разве глупый школьник не знает, что всего перечисленного по пунктам 1 - 3 у человека действительно не было?Хотя по пункту один спорно,не знаю точно, что иудеи считали залогом воскресения.
Цитата:
Сообщение от Дмитрий Э.П. Посмотреть сообщение
4. Другое
Да и другое тоже - возможность быть со Христом в вечности.
Цитата:
Сообщение от Дмитрий Э.П. Посмотреть сообщение
И наконец, что бы вы ответили на стандартный аргумент мусульманской критики (о котором упомянул выше Антон): для чего такие сложности (вочеловечивание, крестная смерть), если Бог всемогущ?
На этот вопрос невозможно ответить без гипотетического продолжения. "Бог всемогущ, и Он мог бы..." что? Представив себеэто "что?", сумеем и понять, почему был выбран такой неудобный и долгий путь как боговоплощение.


Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения (1 Фес.5 :8)
Ответить с цитированием
  (#25) Старый
Дмитрий Э.П. Дмитрий Э.П. вне форума
участник
 
Сообщений: 743
Регистрация: 28.01.2012
Адрес: Москва
По умолчанию 11.10.2012, 12:29

Цитата:
Сообщение от Ирина Зубакина Посмотреть сообщение
боги с маленькой буквы во множественном числе-это все спасенные люди, который после Страшного Суда станут богами по благодати. Человек после обожения будет совершенне Адама до грехопадения. Он будет не таким Богом, как Бог, который не может сотвоврить еще одного точно такого же Бога, но подобен Ему. Насколько и как это будет мы пока понять в не в состоянии. Я это только читала и слышала в целом, но конкретнее надоконечно у Святых Отцов читать. Хорошо бы, кто-нибудь подсказал, у кого именно.
Ирина, мне кажется что быть "немножко богом" это как быть "немножко беременной"
Но смысл понятен. Спасибо. Если вдруг обнаружите что-то конкретное об этом преображенном состоянии человека, буду вам очень благодарен за ссылку.
Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Реклама:
Рейтинг@Mail.ru Храм Всемилостивого Спаса