 |
|
|
участник
Сообщений: 27,893
Регистрация: 10.02.2009
|
Священник и прихожане: осторожная дружба -
01.07.2016, 08:40
Духовным чадам не полезно знать немощи отца
Прочитать статью полностью...
|
|
|
участник
Сообщений: 4,507
Регистрация: 20.05.2011
|

01.07.2016, 09:35
Так и не понял, откуда такой срочный интерес к дружбе священника и тех, кто посещает церковь.
Из объяснений священников вынес то, что есть у них опасение, если их многие будут знать близко, то узнают и то, что они не хотели бы открыть другим, не посвященным в сан простым человекам.
Обыкновенная корпоративная закрытость, помноженная на необходимый в работе православного священника флер таинственности сакральных манипуляций. Исчезнет флер - рухнет и авторитет сана и рясы.
|
|
|
участник
Сообщений: 28,098
Регистрация: 04.06.2013
Адрес: Москва
|

01.07.2016, 11:19
Спасибо батюшке за статью. Полностью со всем согласна.
|
|
|
участник
Сообщений: 5,699
Регистрация: 07.01.2014
|

01.07.2016, 12:05
Цитата:
Сообщение от pravmir.ru
|
Если это тесный приход, то все равно все всё знают...
|
|
|
участник
Сообщений: 28,098
Регистрация: 04.06.2013
Адрес: Москва
|

01.07.2016, 14:43
Цитата:
Сообщение от Татьяна_Сиб34
Если это тесный приход, то все равно все всё знают...
|
Смотря, что за немощи.
|
|
|
участник
Сообщений: 79
Регистрация: 24.02.2009
Адрес: Москва
|

01.07.2016, 16:16
Цитата:
Сообщение от Молчанов Сергей
Обыкновенная корпоративная закрытость, помноженная на необходимый в работе православного священника флер таинственности сакральных манипуляций. Исчезнет флер - рухнет и авторитет сана и рясы.
|
И да, и нет.
И священник, и учитель подвержены "игре в идеального человека". Не потому, что они такие лицемеры, а потому, что воспитание кого-либо этого флера требует. Папа должен быть крутым. В какой-то момент папа или учитель допускает ошибку. "Акелла промахнулся". Если ученик понимает, зачем учитель нужен, он это воспримет адекватно. Если математичка кричала во дворе на свою собаку, ученик не передумает поступать на матфак. В этом году один мальчик думал "подловить" меня. Сказал, что видел во дворе около помойки с какой-то тетей. Он верил, что сам факт того, что я стояла у помойки и с кем-то разговаривала, уже разрушит мой авторитет. И пока это так - да какая дружба! А есть адекватные, я их зимой до школы подвожу. Если встретимся с утра у помойки
Но это про "рясу". А про сан иначе. Благодать почивает на священнике в режиме 24/7. И эту благодать я должна учитывать. Например, фильтровать темы для разговора. Не было бы сана на человеке - я бы то-то и то-то с ним с удовольствием пообсуждала. Или просто поделилась чем-то. Но с саном это не сочетается, я лучше воздержусь. Или какой-то фильм я могу порекомендовать мирянину, но не порекомендую священнику именно из уважения к благодати.
Лично я стремлюсь быть ровной. То есть в городе быть всегда одетой так, чтобы можно было зайти в храм; вести себя так, чтобы в любой момент не было стыдно перед учениками; говорить о других так, будто они присутствуют при этом разговоре. Это очень тяжело, но снимает подобные проблемы. И пусть не все получается, но это не флер и не игра, а стремление к совершенству, которое заповедал Христос.
|
|
|
модератор
Сообщений: 8,029
Регистрация: 11.02.2009
Адрес: Москва
|

01.07.2016, 17:36
Статья хорошая. Тоже почти со всем согласна. Но все сказанное скорее относится вообще к дружбе (теплым отношениям, или как это еще назвать) мужчины и женщины, а не обязательно священника и прихожанки.
Осторожность в отношении своих (и чужих) страстей никогда не помешает, но если есть взаимное уважение, понимание каждым своего положения (священник, духовник, прихожанка, духовное чадо), то в дружеских отношениях нет ничего предосудительного.
У меня был один добрый знакомый - священник. Ну может быть не друг в полном смысле, но мы были много лет знакомы, были прихожанами одного храма, и знакомы были задолго до его священства. Примерно ровесники. Служил он, став священником, не в Москве, но иногда приезжал в наш приход, и встречи с ним всегда были очень теплыми. Он сам был очень веселый, жизнерадостный человек, хотя внутренние проблемы, конечно, как у любого человека, у него были. В нашем приходе об оказывался среди друзей, а не среди своих прихожан, и чувствовал себя как в родном доме. И приглашал желающих приехать к нему на приход. Но реально к нему ездили всего несколько человек. У него были очень бдительные бабушки-прихожанки, которые следили за каждым его шагом. Например, когда он с женой и детьми отдыхал как-то у речки с бутербродами и чаем в бутылке, бабушки потом сказали, что он с матушкой при детях коньяк пил из горлА. Поэтому приехать к нему в одиночку мне было просто невозможно, чтобы его "не подставить" и не вызвать лишних разговоров среди бабушек (матушка его жила тогда в Москве, где дети учились в школе). Единственный раз, когда я к нему выбралась - я поехала вдвоем с кумом. Мы провели вместе целый день - от утренней службы до вечерней. Я до сих пор хорошо помню эту очень дружескую, очень теплую встречу. Увы, она была последней. Я больше к нему так и не приехала, а в наш храм он приезжал, когда меня там не было. И я все никак не могла найти себе мужскую компанию, с кем поехать туда, чтобы не раздражать тамошних бабушек. Так и не выбралась. Не могли выбрать время, когда всем удобно. Он умер несколько лет назад, внезапно, скоропостижно, в 43 года. Вроде и не близкий друг, а ощущение - что потеряла именно друга. И до сих пор жалею, что так и не выбралась к нему больше.
|
|
|
священство
Сообщений: 1,340
Регистрация: 15.11.2009
Адрес: Владикавказ
|

01.07.2016, 19:05
В офицерский пах черти стреляют прицельно)))
|
|
|
участник
Сообщений: 4,507
Регистрация: 20.05.2011
|

01.07.2016, 19:25
Цитата:
Сообщение от иерей Александр Пикалев
В офицерский пах черти стреляют прицельно)))
|
а в солдатский, так, на вскидку
|
|
|
участник
Сообщений: 4,507
Регистрация: 20.05.2011
|

01.07.2016, 19:29
Цитата:
Сообщение от Елена Меньшинина
Но это про "рясу". А про сан иначе. Благодать почивает на священнике в режиме 24/7. И эту благодать я должна учитывать.
|
Вы тесно общаетесь со священниками, вопрос - каким образом проявляется "благодать", конкретный пример. Что говорят священники о почившей на них "благодати", их ощущения.
|
|
|
заблокирован!
Сообщений: 815
Регистрация: 28.05.2016
|

01.07.2016, 19:54
Цитата:
Сообщение от Елена Меньшинина
И да, и нет.
И священник, и учитель подвержены "игре в идеального человека". Не потому, что они такие лицемеры, а потому, что воспитание кого-либо этого флера требует. Папа должен быть крутым. В какой-то момент папа или учитель допускает ошибку. "Акелла промахнулся". Если ученик понимает, зачем учитель нужен, он это воспримет адекватно. Если математичка кричала во дворе на свою собаку, ученик не передумает поступать на матфак. В этом году один мальчик думал "подловить" меня. Сказал, что видел во дворе около помойки с какой-то тетей. Он верил, что сам факт того, что я стояла у помойки и с кем-то разговаривала, уже разрушит мой авторитет. И пока это так - да какая дружба! А есть адекватные, я их зимой до школы подвожу. Если встретимся с утра у помойки
Но это про "рясу". А про сан иначе. Благодать почивает на священнике в режиме 24/7. И эту благодать я должна учитывать. Например, фильтровать темы для разговора. Не было бы сана на человеке - я бы то-то и то-то с ним с удовольствием пообсуждала. Или просто поделилась чем-то. Но с саном это не сочетается, я лучше воздержусь. Или какой-то фильм я могу порекомендовать мирянину, но не порекомендую священнику именно из уважения к благодати.
Лично я стремлюсь быть ровной. То есть в городе быть всегда одетой так, чтобы можно было зайти в храм; вести себя так, чтобы в любой момент не было стыдно перед учениками; говорить о других так, будто они присутствуют при этом разговоре. Это очень тяжело, но снимает подобные проблемы. И пусть не все получается, но это не флер и не игра, а стремление к совершенству, которое заповедал Христос.
|
почему все убеждены что на священниках почивает благодать? с одной стороны все говорят что бог даёт благодать только духовным людям а священникам значит даром независимо от того есть ли у них вообще духовность. вспоминается фраза бесплатный сыр только в мышеловке.
|
|
|
участник
Сообщений: 1,223
Регистрация: 16.06.2014
|

01.07.2016, 21:39
Цитата:
Сообщение от Молчанов Сергей
Что говорят священники о почившей на них "благодати", их ощущения.
|
Подобные вопросы очень часто задают атеисты или, по крайней мере, люди, далекие от Церкви, у которых нет опыта личного доверительного общения со священниками.
Ни один нормальный священник никогда не будет рассуждать о своих "ощущениях" почивающей на нем благодати священства.
|
|
|
участник
Сообщений: 28,098
Регистрация: 04.06.2013
Адрес: Москва
|

01.07.2016, 23:15
Цитата:
Сообщение от Иер. Владислав
Подобные вопросы очень часто задают атеисты или, по крайней мере, люди, далекие от Церкви, у которых нет опыта личного доверительного общения со священниками.
Ни один нормальный священник никогда не будет рассуждать о своих "ощущениях" почивающей на нем благодати священства.
|
И ни один нормальный человек не будет рассказывать, в чем заключалась благодать, которую он почувствовал от общения со священником.
|
|
|
участник
Сообщений: 3,237
Регистрация: 31.05.2011
|

01.07.2016, 23:54
Прежде всего сделаю оговорку. Я уважаю о.Константина, поэтому пишу подробно (в другом случае прошел бы мимо.)
Цитата:
Получается, сама церковность налагает на задушевное общение христиан значительное ограничение.
|
Но это же бред наяву. Когда сравниваешь т.н. церковных людей - какие они - и нецерковных, очень-очень часто сравнение не в пользу первых. Теперь, благодаря о.Константину я лучше понимаю, в чем дело. Не надо быть такими, как здесь написано.
Цитата:
Приходилось слышать: «Ну как можно, такое недоверие к людям!»
|
И вот это, похоже, человек смотрел в корень, что называется. Действительно, недоверие. Действительно, как так можно...
Думаю, мне здесь возразят: а как же примеры из рассказа о.Константина с людьми, впавшими в разные грехи? Я считаю, что это вопрос о ценностях: что для нас важнее. Доверять людям или бояться.
А что касается тех случаев, о которых батюшка рассказал, что там первый вопрос: где же был духовник? Они приходили, исповедывались... Неужели духовник их н и ч е м у не научил?
Далее,
Цитата:
Если я надеюсь в общении с духовным отцом постигать Божью волю, чтобы ради Бога отвергать свою, то всё душевное — даже если оно невинно само по себе — будет мешать
|
а вот из чего это следует? Как-то ушло из привычки приводить аргументы.
То же самое вижу в дискуссии на форуме:
Цитата:
Иер. Владислав:
Ни один нормальный священник никогда не будет рассуждать о своих "ощущениях" почивающей на нем благодати священства.
|
Из чего это следует? И почему ощущения в кавычках?
Вопрос не праздный. У святых отцов есть такая тема: как узнать посещение благодати. Мир в душе, например, и т.д. Почему священник не может, например, говорить/писать про действие благодати в Церкви? (Не вокруг своей личности, конечно, а объективно).
Цитата:
Ольга 1966:
И ни один нормальный человек не будет рассказывать, в чем заключалась благодать, которую он почувствовал от общения со священником.
|
Почему вы так решили? Ведь для друзей нормально делиться переживаниями, в том числе и духовными? И часто именно об этом люди и говорят друг с другом. Разве они ненормальные?
Но вернемся к статье.
Цитата:
Кроме того, духовным чадам не полезно знать немощи отца.
|
Так они более, чем очевидны. Если священник вспыльчив или любит роскошь и т.д. это как правило всем известно, и злые языки только об этом и говорят.
Цитата:
В «Лествице» преподобного Иоанна об этом сказано, что Господь «просвещает очи послушников видеть добродетели их учителя и отемняет их не видеть недостатков его».
|
Прекрасно. Но видеть лучшее в человеке и не знать - это, все же, о разном речь.
p.s. И еще к редакции вопрос: зачем вы допускаете безымянные истории? Особенно, если речь о новомучениках? Если о.Константин не смог вспомнить такую важную вещь как имя святого, то можно ли вообще доверять рассказу? Может быть, там ничего такого не было, тем более, что издевательство на суде это достаточно странная вещь. Суд как таковой, в любой стране, всегда стремится соблюсти хотя бы видимость объективности, есть определенная этика и т.д. А так получается отношение высказано, слово "советское" стоит в крайне отрицательном контексте, а факта как такового нет. Или пусть будет имя и все подробности, даты, или признаем рассказчика и рассказ не заслуживающими доверия.
Последний раз редактировалось Михаил495; 01.07.2016 в 23:58.
|
|
|
участник
Сообщений: 28,098
Регистрация: 04.06.2013
Адрес: Москва
|

02.07.2016, 00:04
Цитата:
Сообщение от Михаил495
Почему вы так решили? Ведь для друзей нормально делиться переживаниями, в том числе и духовными? И часто именно об этом люди и говорят друг с другом. Разве они ненормальные?
.
|
Подробно делясь духовными переживаниями, рискуешь их обесценить, потерять нечто, что чувствовала в их момент. Я могу сказать, что да, почувствовала благодать, но вдаваться в нюансы (что конкретно да как я ощущала) я не буду. А потом, разве можно словами передать духовные переживания? Это что-то очень сокровенное, личное... в словесную форму трудно облекаемое.
|
|
|
участник
Сообщений: 3,237
Регистрация: 31.05.2011
|

02.07.2016, 00:13
Ну если уж на то пошло, то в словесную форму все значительное и глубокое с трудом облекается. А на бытовом уровне прихожане часто говорят, например: "у меня было такое-то искушение, а духовник благословил - и разом все изменилось". Разве не так?
|
|
|
участник
Сообщений: 115
Регистрация: 09.08.2014
Адрес: Красноярск
|

02.07.2016, 10:05
Извините, Михаил, а за что Вы уважаете о.Константина?
С позиции моего опыта, статья нормальная, все в целом верно.
По духовным переживаниям - ИМХО здесь нужна осторожность, описанная в статье. Зачем ими делиться со всеми, смысл какой? К каждому человеку Бог приходит по своему, находит для тебя _твои_ слова. Чужие не подойдут как надо.
Если Он придет, заметишь это 100%.
Если конечно мозг включать. А то некоторые ждали 3 тысячи лет, а не узнали. Почему? Шаблон не рвался, плюс интересы не совпадали.
|
|
|
участник
Сообщений: 7,596
Регистрация: 07.01.2014
Адрес: Москва
|

02.07.2016, 10:43
Спасибо, Отче. Рассудительно.
|
|
|
участник
Сообщений: 1,756
Регистрация: 21.09.2015
|

02.07.2016, 12:14
Вот они, стоят и ждут своего доброго Пастыря. А просто про дружбу мы уже слышали в нашем пионерском детстве:
"Солнца не будет, жди - не жди,
Третью неделю льют дожди...
В мокрых палатках спят друзья,
Только вожатым спать нельзя,
Сосны качаются в ночи
Словно орган звучит."
"Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15)" - и это не банальность, к которой возможно привыкнуть, пребывая на православных ресурсах. Дружба по о. Павлу Флоренскому выше героизма, и эту дружбу о. Павел называл "общинной молекулой". Но это наверное всё-таки о прихожанах сказано, ибо Пастырь Добрый более "общинной молекулы" и предназначение его выше.
|
|
|
участник
Сообщений: 4,507
Регистрация: 20.05.2011
|

02.07.2016, 14:15
Цитата:
Сообщение от Ольга 1966
И ни один нормальный человек не будет рассказывать, в чем заключалась благодать, которую он почувствовал от общения со священником.
|
Я догадывался, что Мотовилов был далек от совершенства, а вы теперь глаза мне полностью открыли. Ну ладно, не нормален, так не нормален.
|
|
|
участник
Сообщений: 28,098
Регистрация: 04.06.2013
Адрес: Москва
|

02.07.2016, 21:01
Цитата:
Сообщение от Молчанов Сергей
Я догадывался, что Мотовилов был далек от совершенства, а вы теперь глаза мне полностью открыли. Ну ладно, не нормален, так не нормален.
|
То, что Вы мастер передергивать, я уже давно поняла. Уверяю, что, если бы среди наших батюшек встретился мне второй преподобный Серафим и удостоил бы меня такой духовной беседы,которую имел Мотовилов с Серафимом Саровским, я бы ее непременно изложила в письменном виде. И постаралась бы передать, хотя бы в общих чертах, свои внутренние ощущения.
|
|
|
участник
Сообщений: 3,773
Регистрация: 01.12.2011
|

03.07.2016, 00:14
Цитата:
Сообщение от ИринаМ
Статья хорошая. Тоже почти со всем согласна. Но все сказанное скорее относится вообще к дружбе (теплым отношениям, или как это еще назвать) мужчины и женщины, а не обязательно священника и прихожанки.
Осторожность в отношении своих (и чужих) страстей никогда не помешает, но если есть взаимное уважение, понимание каждым своего положения (священник, духовник, прихожанка, духовное чадо), то в дружеских отношениях нет ничего предосудительного.
У меня был один добрый знакомый - священник. Ну может быть не друг в полном смысле, но мы были много лет знакомы, были прихожанами одного храма, и знакомы были задолго до его священства. Примерно ровесники. Служил он, став священником, не в Москве, но иногда приезжал в наш приход, и встречи с ним всегда были очень теплыми. Он сам был очень веселый, жизнерадостный человек, хотя внутренние проблемы, конечно, как у любого человека, у него были. В нашем приходе об оказывался среди друзей, а не среди своих прихожан, и чувствовал себя как в родном доме. И приглашал желающих приехать к нему на приход. Но реально к нему ездили всего несколько человек. У него были очень бдительные бабушки-прихожанки, которые следили за каждым его шагом. Например, когда он с женой и детьми отдыхал как-то у речки с бутербродами и чаем в бутылке, бабушки потом сказали, что он с матушкой при детях коньяк пил из горлА. Поэтому приехать к нему в одиночку мне было просто невозможно, чтобы его "не подставить" и не вызвать лишних разговоров среди бабушек (матушка его жила тогда в Москве, где дети учились в школе). Единственный раз, когда я к нему выбралась - я поехала вдвоем с кумом. Мы провели вместе целый день - от утренней службы до вечерней. Я до сих пор хорошо помню эту очень дружескую, очень теплую встречу. Увы, она была последней. Я больше к нему так и не приехала, а в наш храм он приезжал, когда меня там не было. И я все никак не могла найти себе мужскую компанию, с кем поехать туда, чтобы не раздражать тамошних бабушек. Так и не выбралась. Не могли выбрать время, когда всем удобно. Он умер несколько лет назад, внезапно, скоропостижно, в 43 года. Вроде и не близкий друг, а ощущение - что потеряла именно друга. И до сих пор жалею, что так и не выбралась к нему больше.
|
Ирина, какое горе!
Так всегда тяжело после ухода хорошего человека, что мы при жизни не дали ему чего-то, не наговорились, что все время что-то отвлекало, казавшееся важным. А смерть все ставит на свои места, и все то что мешало, становится таким мелким, а потеря - огромной...
Царствие ему Небесное!
|
|
|
участник
Сообщений: 3,773
Регистрация: 01.12.2011
|

03.07.2016, 00:24
Цитата:
Сообщение от Ольга 1966
То, что Вы мастер передергивать, я уже давно поняла. Уверяю, что, если бы среди наших батюшек встретился мне второй преподобный Серафим и удостоил бы меня такой духовной беседы,которую имел Мотовилов с Серафимом Саровским, я бы ее непременно изложила в письменном виде. И постаралась бы передать, хотя бы в общих чертах, свои внутренние ощущения.
|
Преподобный Серафим - один на миллионы. Если бы его святость давалась только рукоположением, то подобных ему было бы море вокруг. Т.е. его святость - результат чего-то другого, а не хиротонии.
|
|
|
участник
Сообщений: 4,507
Регистрация: 20.05.2011
|

03.07.2016, 10:08
Цитата:
Сообщение от Иер. Владислав
Подобные вопросы очень часто задают атеисты или, по крайней мере, люди, далекие от Церкви, у которых нет опыта личного доверительного общения со священниками.
|
Если есть опыт, то, видимо, он должен быть покрыт тайной, так? Сказаное вслух нивелирует значение сакрального знания.
Я, к сожалению, при общении со священниками(не близкими) отходящей от них благодати не ощущал. Хотя, конечно, сложно сказать, как бы я должен её ощутить. Какая-то отстраненность от простецов присутствует. Подача себя как нечто неординарное - да, есть.
Цитата:
Ни один нормальный священник никогда не будет рассуждать о своих "ощущениях" почивающей на нем благодати священства.[/(]
|
Вы, наверное, меня не поняли. Я спрашивал у Елены, видимо, мирянки, но знающей не по наслышке многих священников близко. Понятно, что самим современным священникам рассуждать о почившей на них благодати не ловко, не удобно. Если она есть, конечно. Хотя, если нет, то и тем более надо помалкивать.
С другой стороны, если от священника исходит хоть какое-то "сияние" почившего на нем Св.Духа, то не заметить такое невозможно. И близкое знакомство с таким светлым человеком только подчеркнет его достоинство, не добавляя к факту его особенности ни чего нового.
|
|
|
участник
Сообщений: 4,507
Регистрация: 20.05.2011
|

03.07.2016, 10:15
Цитата:
Сообщение от Ольга 1966
То, что Вы мастер передергивать, я уже давно поняла. Уверяю, что, если бы среди наших батюшек встретился мне второй преподобный Серафим и удостоил бы меня такой духовной беседы,которую имел Мотовилов с Серафимом Саровским, я бы ее непременно изложила в письменном виде. И постаралась бы передать, хотя бы в общих чертах, свои внутренние ощущения.
|
Раз так, то вы большая мастерица по части "божьей росы"
|
|
|
Опции темы |
|
Опции просмотра |
Линейный вид
|
Ваши права в разделе
|
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
HTML код Выкл.
|
|
|
Реклама:
|